
Сугубо личные вешки года. Все вспоминают общезначимое, но, во-первых, значимое я уже вспоминал, где положено, а во-вторых, человек — это мир. Конечно, теперь каждый счастливит мир своими дневниками. Постараюсь коротко, чтоб не надоесть. «Через пумпочки», как говорили в «КП».
1. Есть аргентинское кино. Сначала я посмотрел милый пустячок «Короли интриги», это ремейк аргентинского же фильма семидесятых «Раньше парни не использовали мышьяк», который чемпион аргентинского проката, типа нашей «Старики-разбойники». Сюжет не стоит пересказывать, если соберётесь смотреть. Но некоторые повороты угадаете сами наверняка, что не умаляет прелестных мест и не отменяет, увы, банальных мест… Но это ладно. Следом я посмотрел фильм на ступень выше: называется он «Шедевр» — и там, тоже, представьте, есть сюжет, и смысл, он не заумен, но глубок… И там опять про стариков… И про яд… Короче, в Аргентине снимают хорошее кино для людей. Ну, не «Буэнос-Айрес слезам не верит», но и не «Левиафан».
2. В Чернобыльской зоне существует как призрак заброшенная и разрушенная деревня Старые Громыки, и я там побывал, где на памятниках старого кладбища, на всех, одна фамилия — Громыко. Там похоронен отец легендарного советского министра иностранных дел. Самым ругательным словом железного министра было «шляпа».
3. Ещё я много узнал про СССР, восстанавливая его автошедевр 1959 года — «Москвич-407» (качество стали, ткани, искожи, масла, пластмассы), но это отдельная песня. Затрахал ею всех, поди. Но одна деталь достойна упоминания в подведении новогодних итогов. Конструктивно автомобиль не предполагал зеркал бокового обзора. В те годы я тоже не особо оглядывался назад.
4. Как равнодушна судьба. Сначала она убрала с доски Сергея Доренко, изничтожавшего Юрия Лужкова, а потом Юрия Лужкова, ненавидевшего Доренко, обоих в один год. Лужков много сделал для того, чтобы Крым, где родился Сергей, остался российским. Над Крымом вдова Юлия развеяла прах Сергея.
5. Ещё я узнал, что можно прожить целый год, не прочитав ни одной новой книги. «Щегол» был в прошлом.
6. В Поленове во всю стену усадьбы есть огромный вариант картины художника «Христос и грешница» Он написан углем. Как набросок. Так вот: это куда более страстная и резкая картина. Там который камень протягивает… Ну просто… И Христос точнее, без малейшего прилизывания классическим письмом. Наброски правдивее.
7. Самое светлое в году — самолёт, севший в кукурузу. Я всегда верил в чудеса, потому что они случались со мной, но тут… Чистое, беспримесное счастье. Оказывается, так бывает. Просто надо учиться пилотированию, иметь характер и выдержку. Я так и думал.
8. В Псково-Печерской обители одна женщина, выйдя из подземелья, куда идут со свечками, и только сопровождающий с фонариком, сказала, потрясённая, что страшилась не потеряться, а потерять: нас, Псков, Тригорское, родную Беларусь, родную Россию. Хороший журналист. Медиаменеджер. С нежной душой. Я ей верю.
С Новым годом!