Анализирую ситуацию с эстонским «Спутником», журналисты которого получили от Департамента полиции и погранохраны балтийской страны письма с прямыми угрозами возбуждения против них уголовных дел в случае, если они до 1 января 2020 года не прекратят трудовые отношения со своим работодателем. Международным информационным агентством «Россия сегодня». И пришел к выводу: увы и ах, придётся Эстонию немножечко бомбить.

А как вы хотите? Ясное же дело: там демократия в опасности! Ну, да, эстонцы в целом симпатичные люди и долговязая их президент приезжала к Владимиру Путину, но тут дело принципа. Вот лично я, если где вижу тоталитаризм, неуважение к свободе слова, где обижают моих коллег-журналистов, я сразу вспоминаю, чему меня учили на американских курсах кройки и шитья внешней политики. Ради чего я на закате 90-х парился во Флориде, изучая теорию конвергенции? Так же вспоминаю впечатляющие практические занятия в Югославии, где аргументы свободы слова и собраний долетали даже до черепичных крыш курортного Дубровника. Который, кстати, чем-то напоминает Таллин, только поюжнее. 

Эстонский премьер-министр Юри Ратас, отвечая на вопрос, уж не боится ли Эстония журналистов «Спутника», высказывающихся обо всём собственное, не одобренное тамошним Министерством Правды мнение, ответил так: бояться нечего, поскольку «Эстония — самостоятельная демократическая страна» с «превосходными союзниками». Вот эта оговорочка весьма важна: именно сообразуясь с политикой «превосходных союзников», которые не моргнув глазом укрепляют демократию и в Ливии, и в Ираке, и в Венесуэле, и на Украине я собираюсь действовать. 

Конечно, у меня нет ни «Ту», ни «Калибров» и даже пистолет у меня пневматический. А Министерство обороны России, во-первых, не в курсе моей инициативы, в во-вторых, насколько я знаю тамошних военачальников, придерживаются русской максимы «солдат ребёнка не обидит». Нет, в министерстве и генштабе, меня просто пошлют с такой идейкой. скажут: вот придумаешь чего повесомей, тогда и приходи. А, может, и этого не скажут. Может, у них везде плакаты развешены «Не болтай!»

Что до Министерства иностранных дел, то у нас в России на Смоленской в высоточке вообще засели чисто дипломаты. К Сергею Лаврову или к Марии Захаровой с идеей бомбёжек Эстонии для восстановления там демократии, подходить совершенно бесполезно. Процитирую: официальный представитель МИД РФ Мария Захарова «напомнила властям Эстонии, что местный Sputnik аккредитован по установленным правилам и ведет свою деятельность в соответствии с общепринятыми журналистскими стандартами». Российский МИД потребовал от официального Таллина представить доказательства якобы несоответствия журналистской деятельности агентством Sputnik Эстония. В противном случае Эстония должна принести извинения.

С такими каши не сваришь: о бомбёжках за демократию не может быть и речи. Хотя вот вникнешь, чего говорит их, эстонский министр иностранных дел — прям хочется скинуть годков 50 и поступить в лётное училище. Хотя не примут по зрению. Ну, тогда просто почитаем. Внимательно, сквозь очки: министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу заявил, что «не понимает», почему в ОБСЕ поступают жалобы на действия эстонских властей. «Sputnik — это же не свободное СМИ, а подразделение инфоопераций. Мы реализуем санкции ЕС и делаем это основательно».

Урмас, ну какой ты после этого министр иностранных дел? Ежели «Спутник» не СМИ — так и ты не министр, а марионетка балаганная, моська при слоне и «основательный» европрихлебатель, которому каждое слово поперёк ваших жалких доктрин и нелепых санкций смертельно опасно. Я думаю, что у них и форточки в министерстве открывать боятся: вдруг «воздух свободы» ворвётся?

Ну, и совсем серьёзно. Когда в открытом состязании слов, медийных идей и профессиональных подходов выиграть шансов нет (а эстонские оппоненты «Спутника» это вольно или невольно признали), тогда начинается тупая и примитивная давёжка. Напомню, что «Спутнику» перекрыли  банковскую деятельность, арендодателя заставили разорвать контракт. Мы на примере другой постсоветской страны видели, что дело может дойти до ареста и тюрьмы. И примирится я с этим не могу — за коллегу вступлюсь, даже если мне напомнят о его «чуждых» политических взглядах. И тем более — солидарных. Если в таких делах ссылаются на «основательную реализацию санкций ЕС» и даже глаза не прячут, я делаю два вывода: налицо деградация государства и представляющих его личностей. Это раз. 

И второе: считайте, что писал я эти заметки в желтом жилете «Спутника». Считайте их моим маленьким бумажным бомбардировщиком.

 

«Эстония-Спутник», 2019.